Оригинальный материал взят отсюда — https://www.sunhome.ru/ где вы найдете много полезной информации. Материал прекрасно подобран и структурирован. Кому будет интересно почитайте об одном из известнейших учеников Дхирендры Брахмачари.
От себя лишь добавлю что в 2006-м году к нам приезжал Рейнхард Гамментхаллер, а если мне не изменяет память в 2008-м году, наша ассоциация тогда еще во главе с нашим учителем Эдуардом Кушниром приглашали Бал Мукунда в Кишинев, но мы тогда физически не потащили расходы на самолет, проживание и все такое. Поэтому мы тогда оставили эту мечту до лучших времен.
Итак привожу статью автобиографию Бал Мукунд Сингха целиком.
Бал Мукунд Сингх родился в 1952 году в Индийском городе Газипур, штат Уттар-Прадеш.
Семья Сингха принадлежит к Раджпутам — этно-сословной группе в составе варны Кшатриев на территории Северной Индии. По словам Гуруджи, раньше кшатрии имели много различных титулов, но сейчас многие Кшатрии в Раджастане имеют фамилию Сингх, которая образована от индийского слова, обозначающего «лев». Позднее оно приобрело значение «герой, выдающаяся личность», однако Гуруджи трактует его в первоначальном значении.
Сингх уточняет: «В национальной традиции отсутствует ношение тюрбана. Люди в тюрбанах — это пенджаби, исповедующие сикхизм, и свой титул «Сингх» они только заимствовали у Раджпутов. Мы не пенджаби. Мы не носим тюрбан».
Религиозная традиция, к которой принадлежит Сингх – индуизм. «Я религиозен, каждому человеку нужна религия, это важно и в моей жизни». Религиозностью пропитаны семейные взаимоотношения, через молитвенные ритуалы детям прививаются не только религиозные каноны и правила, часто это является началом общеобразовательного процесса. Так, яркое впечатление детства поведал и Бал Мукунд Сингх: «Я учил шлоки на санскрите каждый раз, когда брахман приходил в мой дом и делал пуджу.
Мы разговаривали. Так я запомнил очень много разных вещей. Сейчас мой внук так же запоминает санскритские слова. В школе в младших классах, до старшей школы каждый должен немного изучить хинди, санскрит и молитвы — это часть образовательной программы».
Религиозность проявляется и в практике йоги, и Бал Мукунд Сингх это осознает: «Я молюсь до еды, перед и после выполнением асан, делаю пуджу. Каждый (практикующий) до и после практики может молиться независимо от вероисповедания, и мусульманин, и христианин. Молиться своему Богу до и после практики — это важно».
Тем не менее, Бал Мукунд утверждает: «Йога – это не религия. Если Вы практикуете йогу, это не говорит о том, что Вы стали индуистом. Если ты мусульманин — не пой молитвы (предлагаемые Сингхом), ты сикх — не пой молитвы, потому что это религиозные вещи.
Я преподаю многим йогу, и если кто-то мусульманин, я говорю, что он не должен петь молитвы. Когда мы поем мантры, они могут закрыть глаза и молиться своему Богу. Никакого давления! Я всегда сообщаю это аудитории».
Семья в жизни Сингха имеет очень большое значение, он охотно и эмоционально говорит об этом:
«У нас очень большая семья — в Индии это очень популярно». По словам гостя, его отец является самым близким для него человеком. Когда он родился, отец работал чиновником на фармацевтическом заводе, на котором, впоследствии работал и сам Сингх. «В Индии семья – это единое целое, все заботятся друг о друге.
Внуки обычно очень близки к своим бабушкам и дедушкам. Конечно, я очень люблю всю свою семью – и всех своих бабушек и дедушек, особенно со стороны отца. Бабушку особенно (смеется). Они жили невдалеке от Варанаси».
В роду Сингха было важным влияние старших на его жизнь: «Когда я решил изменить свою жизнь (в 1980 г. — прим. Авт.) – я спросил позволения у своих родителей, и они поддержали мое решение и позволили мне уехать и стать учителем йоги. Тогда моему деду было 64, у него была очень большая семья – семеро сыновей, и две девочки».
В свою очередь, на формирование семьи влияют культурные традиции: создавать семью можно только с представителем той же религии и касты. Гуруджи о своем знакомстве с будущей супругой говорит так: «Я никогда ее раньше не видел. Все устраивают родители. Это было устроено моим отцом в Бихаре. Ее отец пришел к моему и сказал: «Хочу выдать дочь за Вашего сына», и он сказал: «ОК, без проблем!».
Жена Гуру, с его слов, также практикует йогу. На вопрос разделяет ли она взгляды супруга, Бал Мукунд Сингх отвечает так: «Она не выражает своего мнения. Она не ограничивает меня ни в чем. Индийские женщины очень лояльны по отношению к своим мужьям и очень верят в них.
Что бы ты ни делал — жена допускает это, потому что это твое желание. Она очень мной гордится, потому что я популярный йога-тичер. Она видит, как много людей уважает меня, и очень радуется всем моим успехам».
Тема женщин в йоге и просто женщин очень насыщена в беседах с гуру. «Мы знаем очень много сильных йогинь, таких как Лакшми, Парвати. Многие женщины становятся йогами и обретают силу, меняя все вокруг себя, меняя свое тело, меняя мужчин рядом с собой. Женская энергия очень сильна и если женщина овладевает искусством йоги, ее сила увеличивается в разы!».
В отличие от своего учителя, Дхирендры Брахмачарьи, принявшем обед безбрачия, Бал Мукунд Сингх женат и имеет на этот счет имеет собственное суждение, подкрепляемое не только примерами из древних трактатов, но и глубоким пониманием физиологии человека, принятием его природных потребностей: «Я считаю, что в том, чтобы иметь жену, нет ничего плохого, и это никак не мешает йоге.
Многие йоги имели женщин. У Шивы была жена, у Вишну, у Рамы. Суть брахмачарьи не в том, чтобы совсем отказаться от секса, а в том, чтобы контролировать свою сексуальную энергию. Ты можешь ею поделиться, можешь не делиться — важно то, что ты ею управляешь. Я считаю себя человеком мира, и я очень космополитичен. Многие женщины мне нравятся, и я считаю, что свободен в любой момент сменить спутницу жизни, но я не сделаю этого, потому что я люблю свою жену.
По-настоящему люблю… Не важно, есть у тебя жена или нет — важно, являешься ли ты йогом. Потому что то, чего хочет твое тело — это природа. Ты не можешь бороться с природой — так лучше сотрудничай с ней! Ты разрушишь себя, если будешь бороться. Если ты голоден и не ешь — ты убьешь себя. Голод — это естественно. Аппетит — это нормально. Отсутствие аппетита — проблема…
Все закончится однажды и в первую очередь это произойдет с твоим телом. Так что наслаждайся! Наслаждайся всем, что есть в природе! В твоей природе! Не думай о завтра и о том, что случится завтра. Наслаждайся!».
Прекрасная физическая форма и обладание в более чем 60 летнем возрасте юношеской гибкостью, высоким мастерством и недюжинной выносливостью ярко подтверждают декларируемые мастером принципы природного отношения к телу…;)
Более того, практикуя йогу в разных странах, Б. М.Сингх внимательно изучает природу, физиологию людей разных национальностей: «Тела и сознание у разных наций очень разные, потому что разный климат, разные привычки в питании, разные культуры… У европейцев, например, тела очень негибкие, скованные. Они зачастую пренебрегают физическими упражнениями, слишком мало двигаются, и их тела тяжелые, неподвижные.
Так как во многих европейских странах холодно, люди привыкли съеживаться и горбиться — отсюда у многих сутулая осанка. Они едят слишком много и слишком мало занимаются йогой. Если говорить о русских, то они более атлетичны и больше внимания уделяют йоге… Так что очень многие русские знают йогу и занимаются ей. Они практикуют подолгу и серьезно и постепенно прогрессируют в своей практике.
Если взять, например, китайцев, то у них очень худые гибкие тела — их очень легко обучать. Идеальные для йоги тела у индийского народа, наверное это у них в генах. И сознание индийцев гораздо легче приспосабливается к медитациям. Кроме того, у всех индийцев очень прямая спина, т. к. они привыкли носить на голове тяжелые предметы, и в стране так тепло, что горбиться и съеживаться тут просто неестественно…
Я не очень люблю блондинок, скандинавы не кажутся мне очень привлекательными, я не понимаю их красоты. При этом мне нравятся многие русские женщины. Также мне очень нравятся бразильянки. У них потрясающая внешность и очень грациозное телосложение. Но больше всех меня привлекают индийские женщины, красивее их нет на земле!».
Сингх гордится тем, что может заботиться о своей семье: «Я счастливый человек. Я вижу, что в мире есть много очень бедных людей, а у меня – неплохая зарплата. Экономически я себя очень неплохо чувствую – у меня собственный дом в Дели и в Варанаси, я крепко стою на ногах.
Еще у меня есть очень красивый дом в том месте, откуда я родом. У меня два замечательных внука. Старшему – уже шесть, младшему – три, они ходят в прекрасную школу. Вся моя семья живет вместе со мной – и сыновья, и невестки, и внуки».
В семье принято заниматься йогой: «Мои братья занимаются преподаванием, мой младший брат тоже преподает йогу в Варанаси, он состоит на государственной работе, у меня также есть две сестры и их сыновья тоже работают в сфере йоги».
«Оба моих сына практикуют йогу. Старший сын — дипломированный специалист государственного института, но он работает на частном фармацевтическом заводе, а младший работает в Газипуре… Но никто из них не продвигает традицию Дхирендры Брахмачари».
Со слов Сингха, сейчас в его семье нет приемников традиции Дхирендры Брахмачарьи, но тем не менее его не оставляет надежда, что в будущем его старший внук Чото станет учителем йоги: «Мои привычки передаются ему, я это вижу. Он повторяет за мной вещи, которые я практикую, и я думаю, когда он вырастет, он станет йога-тичером.
Он смотрит, как я занимаюсь и делает то же самое — выполняет Пашимотанасану, Гомукхасану, Подмасану. Поет со мной мантры — «Ом Шанти-Шанти-Шанти».
Сохранение йоги Брахмачари, традиционной йоги, как называет ее Сингх, является заветным желанием мастера: «Мой внук, мои сыновья, много студентов, девушки и парни — я стараюсь передать им свои уроки».
Относительно дальнейших планов Гуруджи отметил, что уже давно хочет открыть свой ашрам. «Мое желание — открыть школу традиционной йоги Свами Брахмачари… Я мечтаю о том, что я открою собственный институт, буду учить людей йоге – в моей стране и в других странах по всему миру. Настоящей йоге.
Традиционной йоге. Я хочу сохранить свою традицию. Например, очень многие люди верят сейчас в техники, которые не гигиеничны и не работают должным образом. Я верю, что техники моей традиции – гигиеничны и полезны для людей. Поэтому я хочу сохранить свою традицию».
В йогу Бал Мукунд Сингх пришел уже в достаточно зрелом возрасте, ему было 28 лет, когда он познакомился со своим будущим учителем. Имея высшее физико-математическое образование, молодой Сингх работал в Газипуре, в государственной лаборатории по созданию опиумных препаратов для медицинских целей: «Я работал ассистентом в лаборатории на государственном заводе, который производил опиум как один из компонентов в составе различных высококачественных продуктов.
Это был государственный, не частный, завод, который производил продукцию для медицинских целей… Химические вещества – они очень негативно действуют на здоровье, и даже небольшое их количество, попадающее в нос, блокировало носоглотку. Я начал искать место, в котором меня могли бы вылечить. Один химик, который видел мои проблемы и знал о йоге, посоветовал мне обратиться к этой системе и к шаткармам.
Тогда я пошел учиться на тренинг». Проблемы с дыхательными путями заставили его искать помощи в очистительных методиках, нетрадиционной медицине, и именно это привело его к Дхирендре Брахмачари. В его традиции серьезное внимание уделялось, кроме прочего, верхним дыхательным путям, и в 1980 году Сингх отправляется в Дели, поступает на курс йоги, чтобы использовать эту систему для целей собственного оздоровления.
В течение месяца Сингх убеждается в действенности метода: «После этого у меня никогда не бывало аллергии. Никаких операций, никакой медицинской помощи – только джала-нети и сутра-нети».
«Я был очень доволен результатами. Я начал практиковать йогу в течение месяца, и Свамиджи сказал, что я практикую лучше, чем другие. Он пришел к выводу, что я хороший человек, и позы у меня получаются хорошо, он увидел мой потенциал – и предложил мне остаться. Он сказал, чтобы мне выдавали каждый день килограмм яблок и литр молока как еду на день, потому что он хотел, чтобы я был рядом с ним.
Свамиджи предложил мне пройти у него инструкторский курс, чтобы я мог стать йога-учителем, и я начал учиться уже как будущий учитель йоги».
Именно тогда Сингх принимает решение уходить с завода и окончательно переквалифицироваться в йога-тренера.
Затем следует обучение в йога ашраме Дхирендры Брахмачари в горах: «Тогда годовой инструкторский тренинг проходил в горах, в Мандалай-ашраме в регионе Джамму-Кашмир, основанном Дхирендрой Брахмачари. Это был специальный курс для преподавателей, но в ашраме было множество других классов. Каждый, кто был отобран для участия в курсе, уезжал в Гималаи, в лагерь на высоте в 4 тысячи метров, и курс проходил в полной изоляции – только учителя и студенты, никаких контактов с внешним миром.
На курсе было 120 человек – 60 мужчин и 60 женщин. Особенная еда, особенные практики – все специально было продумано для обучения».
Со слов гуруджи, это место существует и сейчас, но в 1994 году оно прекратило действовать как ашрам, поскольку было национализировано правительством и превращено в музей. Поэтому сейчас там уже никого не учат и асаны не практикуют, как и в другом месте, в котором раньше готовили инструкторов – ашраме Катра.
Сейчас оба эти ашрама функционируют только как туристические достопримечательности. Сейчас инструкторов йоги готовят в Дели, в Национальном институте Йоги».
За все время своего 34-летнего существования с 1960 до 1994 года там ежегодно выпускалось 120 йога- учителей: «Каждый получил работу, многие работают в правительстве, в государственных учреждениях, многие стали очень влиятельными людьми». И Сингх явно гордится этим.
На протяжении всей своей деятельности в качестве учителя йоги, Бал Мукунд Сингх был тесно связан со своим учителем. «Одиннадцать лет я прожил вместе со Свами Дхирендрой Брахмачари. Я постоянно путешествовал между Дели и ашрамами в горах, в которых обучались йога-инструкторы, и в которых я преподавал после окончания инструкторского курса. Когда я прилетал в Дели, я жил в большом доме Свамиджи.
Это был большой дом, где-то около 500 квадратных метров… У меня осталось очень много всего – и красивых фотографий, и личных вещей Свамиджи. Например, у меня осталась его сумка, и другие вещи. У меня есть еще и видео-архив – видео, на котором он объясняет, как делать асаны, а мы – делаем. Это архивы телевизионных программ». Кроме работы института, Брахмачари еще курировал телевизионную программу, популяризировавшую йогу: «Эта телепрограмма выходила на индийском телевидении в течение 4-х лет – с 1980 по 1984 год»…
«В 1982-1984 годах я демонстрировал асаны на делийском телевидении в программе Свами Дхирендры Брахмачари».
По словам Сингха, у учителя его гуру Махариши Картикеи – были еще ученики, в том числе Хари Бхакт Чайтанья, который ассистировал Дхирендре Брахмачари при написании его книги «Сукшма Вьяма». Сингх говорит: «О нем очень немного информации. Мы виделись в суде в 1997 году, после смерти Свамиджи, правительство выделило ему небольшое место в Катра ашраме в горах, но теперь он уже умер».
С другими учениками своего учителя Рейнхардом Гамментхаллером из Швеции и Марианной Штруер из Германии Бал Мукунд Сингх отношений не поддерживает, говорит: «Я видел мистера Гамментхаллера – он приезжал время от времени лечить печень и увидеться с Свамиджи. Я видел его несколько раз, но я не помню, когда это было. О Марианне Штруер я даже не слышал».
Между тем, Сингху известно о других учениках Брахмачари: «Йоги Бхаджан или Сири Синг Сахиб, основатель кундалини-йоги, обучался Сукшма Вьяяме у Брахмачарьи, он был его студентом. В 1965 году два года подряд. Он не практик Хатха-йоги, он только теорию знает и раджа-йогу, он практиковал медитации, однако он изучал сукшма вьяяму…
Бхаджан, когда он нашел много учеников в Америки, изменил свой стиль практики, т. к. он ранее был священником в сикском храме в Харедваре… Бикрам Чоудри также ездил к Брахмачарьи, после этого он основал свою Хот Йогу. Учился в Бенгалии, хороший гимнаст, хороший английский, поехал в Лос-Анжелес».
Интересна история создания, существования Национального института Йоги и участия в этом Б. М.Сингха: «Сначала был создан тренинг-центр с различными классами, который назывался Вишвайатан Йогасана Ашрам (в 1960 году), а чуть позже, в 1964 году — Исследовательский Центр йоги на Ашока Роад в Дели, который поначалу не имел ничего общего с йога-ашрамом, и существовал и функционировал довольно обособленно, хотя они и сотрудничали.
Конечно, обеими частями руководил непосредственно Свамиджи. Дхирендра Брахмачари основал ашрам и тренинг-центр для популяризации йоги и подготовки учителей йоги.
Спустя некоторое время выяснилось, что правительство заинтересовано в проведении исследований в области йоги, и таким образом в дополнение к тренинг-центру был основан госпиталь и Исследовательский институт Йоги. К сожалению, после смерти Свамиджи, в 1997 году, госпиталь прекратил свою деятельность, исследовательская деятельность была свернута, а две части объединили, и был создан Национальный институт Йоги.
Военный госпиталь существовал отдельно, в нем проводились исследования по вопросам использования йоги для лечения и терапии. Сегодня в Национальном институте Йоги им. Мораджи Десаи немало студентов-военных, которые приходят, чтобы научиться йоге – но не для исследований, а для обучения – каждый может прийти, чтобы научиться». Ежегодно в институте обучалось по 125 человек.
Позднее учреждение было разделено на две части — часть, которая была полностью правительственной, и часть, которая была наполовину приватным бизнесом Дхирендры Брахмачари и наполовину правительственным, государственным учреждением. После 1991 года я преподавал и там». Гуруджи по сей день является почетным преподавателем института йоги в Дели, руководит исследовательской деятельностью.
В 1987 году Бал Мукунд Сингх впервые выезжает из Индии: «Это была годовая государственная культурная программа, курируемая правительством – впервые в Индии. В этом фестивале в нашей делегации приняли участие 350 артистов, журналистов, учителей йоги, специально отобранных из разных регионов Индии. Фестиваль проводился также в разных странах, и я лично посетил Узбекистан и Туркменистан – с 10-дневным визитом каждый…
Я приехал в Москву, тогда еще столицу СССР. Это был фестиваль Индии в СССР. Меня познакомили с Михаилом Горбачевым (смеется) и я демонстрировал ему 5 минутную задержку дыхания». В тот же период всего на 1 день он приезжает и в Киев. «После этого, в 1989 году я был в Монголии – меня пригласили работать с проблемами печени в государственную больницу, сроком на 1 месяц.
Как и фестиваль, это были мои первые путешествия… Это была грандиозная возможность для представителей разных регионов Индии приехать по приглашению комсомольских лидеров на огромный индийский фестиваль»…
До 1987 года Гуруджи много путешествовал, но только по Индии: «Свамиджи считал, что йога – это не вещь, которую можно сравнивать. Он не верил, что такие поездки за рубеж и соревнования могут принести пользу. Он видел, что такие люди, как, например, БКС Айенгар, много ездят, но он в это не верил. Вот я и не ездил».
В 1990 году Бал Мукунд Сингх путешествовал по северу индии с целью найти настоящих йогов: «Меня Брахмачари часто посылал к разным йогам посмотреть на них и определить, кто из них настоящий йогин. Однажды я путешествовал 15 дней по Непалу и встретил Сундар Бабу. В Катманду одна йогиня рассказала мне о нем, и я решил найти его.
Два дня мы спускались с Гималаев, в пещеру, где жил Сундар Баба, а рядом с ним множество святых его учеников. Он без вопросов сразу процитировал Дхирендру Брахмачарьи. Я его встретил. Он владел энергией и сиддхами. И это единственный настоящий йогин, после моего гуру, которого я видел. Я могу сразу определить йога».
Теперь Гуруджи часто выезжает с семинарами: «У меня есть возможность много путешествовать и посмотреть мир. Я был в Бразилии, Германии, Франции, Италии, Софии в Польше, чешской Праге, в итальянских Риме и Флоренции, швейцарской Женеве, во многих российских городах – Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде.
Еще я был в Узбекистане, Туркменистане, Армении, Монголии. В Самарканде, Бухаре. В Японии был, в Камбодже, в Сеуле. В Гонгконге. На Филлипинах. Теперь вот я приехал в Киев».
Кроме инструкторской деятельности, Бал Мукунд Сингх принимает активное участие в соревнованиях по йога-спорту: «Йога-спорт создан сильными тренерами йоги из различных стран мира». Сначала это «были ежегодные национальные соревнования, которые традиционно проводятся в Индии. Это неправительственная инициатива, это соревнования, которые проводятся под эгидой частного фонда, имеющего свои отделения и комитеты в каждом штате при поддержке государственного секретаря Индийского правительства.
Я 13 раз выигрывал эти соревнования, так что вы можете найти меня в Интернете (улыбается)».
«В 1987 я поехал в Пуну на соревнование и занял там первое место». «В 1988 году я поехал на самое главное в Индии соревнование по йоге и получил там золотую медаль. Шесть раз в своей жизни я удостаивался золотой медали, и это происходило в недолгий период с 1989 по 1996 годы».
А в 1993 году он начинает участвовать в международном турнире: «В 1993 году был проведен первый чемпионат по йога-спорту в Индии, в Пондичерри. И тогда я впервые стал чемпионом (международных соревнований — прим. Авт)».
Со слов гуруджи, после 1994 года он получал множество писем от различных ассоциаций йоги. Но, по причине того, что он был военным офицером, не мог покинуть страну без разрешения индийского правительства.
Позднее следуют интервью и мастер-классы:
2002 году гуруджи дает интервью в институте в Дели
2003 году проводит семинары в Санкт-Петербурге и Москве
2006 году интервью журналу «Йога в потоке странствий» организаторам семинара в Санкт-Петербурге
2009 год интервью на Гоа
2012 апрель снова проводит семинар в Санкт-Петербурге
2012 май снова Москва
2012 сентябрь Алма-Ата, Казахстан
2012 октябрь Киев
В 1998 году Сингх написал книгу о йоге в традиции Брахмачари – «Yoga. A guide to healthy living», которая на русский язык не переведена, представляет собой альбом из фотографий асан с их описанием. Она была написана в соавторстве с коллегой, об этом Сингх говорит: «После смерти Свамиджи, когда нас настиг небольшой кризис, Д. С. Шарма стал директором той части Института, которая находилась под контролем правительства.
Ранее он занимался аюрведой, и тоже несколько раз учился у Свамиджи, и он имел отношение к правительству».
В планах гуруджи работа над следующей книгой, которая будет написана о йога-терапии и целительстве в этой же традиции.
Рассказы Б. М.Сингха о йоге часто изобилуют всевозможными историями из индийского эпоса, а также множеством цитат из первоисточников. Последняя книга, которую он прочел на хинди, была написана индийским поэтом Тулси Дасом и называется «Рама-чарита-манаса». Книга о сознании, о духе, про духовный уровень и Ханнумана. Еще одну книгу прочитал Сингх за последнее время — «Гарансинта» — потому что наши студенты читают эту книгу (смеется)».
Книги о Йоге современных авторов Бал Мукунд не любит читать: «Современные? Современные йоги делают бизнес на книгах». Не читает он и европейской психологической литературы. С эзотерическими системами мира Сингх, также не знаком: «Нет, я лично ничего кроме йоги не изучал. Я не думаю, что мне это нужно. Того, что я знаю, и что у меня есть в моей традиции – более чем достаточно».
О своем отдыхе говорит так: «Я люблю новости. Новости спорта и политики, атлетику, любые виды новостей. А еще мое хобби – это держать себя в хорошей форме».
Подводя итоги приезда Гуруджи в Киев, хочется сказать о том, что Бал Мукунд Сингх, на сегодняшний день, является ярчайшим представителем традиции Дхирендры Брахмачарьи. Практик с большой буквы, он прост и открыт в общении. И несмотря на свои 60 лет, каждого, кто посещает его мастер-классы, заражает своим примером, давая почувствовать сопричастность не только с конкретной традицией Д. Брахмачарьи, а с традицией йоги в целом – «духом йоги», самоотверженной практикой, пронизывающей любые «настоящие» школы — от хатхов до бхактов и раджа йогов, каждый день подтверждающей лозунг: «йога едина в духе».
В заключении процитируем еще одно пожелание Гуруджи, адресованное всем людям: «Я хочу помолиться Богу за всех людей, чтобы не было болезней, бедности, чтобы люди помогали друг другу, жили сердце к сердцу, были здоровы и счастливы».
С благодарностью Гуруджи Бал Мукунд Сингху за участие в проекте и погружение в традицию Дхирендры Брахмачарьи, Международный культурный проект «Йога Объединяет».
Р. s.: В статье используются материалы, полученные в виде интервью и другой форме лично от Бал Мукунд Сингха, в рамках Международного Культурного Проекта «Йога Объединяет». Некоторые факты упоминаются из других источников, указанных ниже.
Использованные материалы:
1. Интервью ноябрь 2009 года, (беседовала Ольга Гришкова)
2. Интервью журналу «йога в потоке странствий» (беседовали Виктория Базюкина, Наталья иринчеева, Алена Дудко)
3. Интервью, Дели, 2002 (беседовали Илья Журавлев и Марина Райкис)
4. Отзывы с семинара 2003 года в Москве и Санкт Петербурге.
5. Интервью, Дели, 2012 – Борис Пахоль
6. Записи Бесед с Бал Мукунд Сингхом (МКП Йога Объединяет, Киев, 2012)
7. Книга «Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика» (Андрей Сафронов, 2005)
© МКП ЙОГА ОБЪЕДИНЯЕТ- 2012 год
© Татьяна Павлова — 2012 год